У Анри Матисса есть несколько натюрмортов с устрицами. Один из них («Натюрморт с устрицами», 1940 г. Он на обложке этого поста) считается даже самым совершенным из созданий художника.

ristmas_Roses_and_Oysters_1940-vi
Анри Матисс. Натюрморт с моллюсками, 1940 г

«… я позволил себе увлечься более обычным, менее духовным замыслом, приблизился к материальности вещей и написал устрицы. Тут, мой дорогой, нужны вкусовые ощущения, устрица в картине должна остаться устрицей, в исполнении должно быть что-то от голландцев. Я пишу уже третье полотно на эту тему.» (Из письма Анри Матисса художнику Теодору Паллади Ницца, 7 декабря 1940 г )

5083e507b27dd3f72e01b382755075f6
Анри Матисс. Устрицы, 1940 г

Интересный факт.  Матисс никогда не ел устрицы, которые рисовал. Официант из соседнего кафе приносил художнику утром тарелку устриц, а в полдень забирал «натурщиц» обратно.

oysters-and-wooden-armchair-1943-1.jpg!Large
Анри Матисс. Устрицы и деревянное кресло, 1943 г.

«Я никогда не пробовал ничего съедобного, что послужило бы мне моделью» — объяснял Матисс. Ему никогда не приходило в голову съесть этих устриц на обед: “Их ели другие. Позирование сделало для меня эти устрицы непохожими на их эквиваленты в ресторане.”

f4942bf553c7c5bb4cb3a242a2b57617
Анри Матисс. Тюльпаны и устрицы на черном фоне, 1943 г

Некоторые, правда, утверждают, что Матисс только сказал «устрицы», а имел в виду женщин-натурщиц, и секс, а не обед.